Приветствую Вас, Гость

Классный час «Государственные  символы  России»

Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

·         Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.

·         Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

·         Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

·         Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика»

·         Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

·         Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

·         Проектор, экран.

·         Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

·         Текст Конституции Российской Федерации.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа.

Вступительное слово (учителя или уч-ся)
Сегодняшний классный час мы с вами проведем в форме командного состязания. Вы поделились  на три команды.
Мы побеседуем по нашей  теме и по ходу вы ответите на мои  вопросы, команда  за  правильные ответы получает жетон определенного цвета  
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации  

– Как называется  страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

так вот, сегодня в нашей стране 160 коренных народов 

 

Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём. )

 

Для того чтобы ознакомиться с символами нашего государства мы с вами сейчас с помощью книжки «Конституция» ответим на ряд вопросов  за правильные ответы  вы так же получите жетон  ( жетоны – это пазлы, которые по окончании классного часа дети должны собрать воедино- герб Москвы, России, гимн )

. Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов? (2)
– На что они делятся? (Главы)


– На что подразделяются главы? (Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?


– Когда человек приобретает права?
–– Какие обязанности вы знаете?
– – С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

 

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. 
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.


1.1.Какие символы  государственности в нашей стране вы знаете? 

 ( каждая команда называет один символ )

 

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны –Конституцией

Флаг

 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. 
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

 ученик. 

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, – 
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

 

 Герб 

Ученик: Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах). 
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследиенаследство.Рассмотрим герб РФ.  Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука  геральдика.

Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

На гербе РФ на фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

– Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца? 

 Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и  крестились.  Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.    В           России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком  Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

 

Гимн РФ

  ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать  . Лишь 7.марта .2001 был утвержден современный гимн России

.Учитель: Дорогие ребята мыс вами познакомились систорией появления Российского герба, флага, гимна, а сейчас мы сыграем в игру «Я –россиянин!» Мы с вами поделимся на 3 команды . Каждая команда за правильный ответ получает жетон. В конце игры , если вы не получили все жетоны, вы можете отыграться за счет заданных вам дополнительных вопросов.

В конце  урока:

Ученик:

Живу в России, россиянин - я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее , зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна,

Поэтому и дорожим мы ею!

Символы России - наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!