Классный
час «Государственные символы России»
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как
воплощения социокультурного контекста России.
Задачи:
·
Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России,
Конституции – основному закону страны.
·
Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной
символике, о преемственности в ней.
·
Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
·
Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика»
·
Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и
патриотизма.
·
Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с
помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
·
Проектор, экран.
·
Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ,
изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта
РФ, изображение Конституции.
·
Текст Конституции Российской Федерации.
ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Постановка цели классного часа.
Вступительное слово (учителя или уч-ся)
Сегодняшний классный час мы с вами проведем в форме командного состязания. Вы
поделились на три команды.
Мы побеседуем по нашей теме и по ходу вы ответите на мои вопросы,
команда за правильные ответы получает жетон определенного цвета
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции
Российской Федерации
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы,
чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы,
калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины,
ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)
так вот, сегодня в нашей стране 160 коренных
народов
Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря
1993 года.)
– Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому
мы живём. )
Для того чтобы ознакомиться с символами нашего государства мы с вами сейчас
с помощью книжки «Конституция» ответим на ряд вопросов за правильные ответы вы так же получите жетон ( жетоны – это пазлы, которые по окончании
классного часа дети должны собрать воедино- герб Москвы, России, гимн )
. Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов? (2)
– На что они делятся? (Главы)
– На что подразделяются главы? (Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
–– Какие обязанности вы знаете?
– – С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С
18 лет)
II. Символы Российской Федерации
Учитель. Каждый человек,
живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой
народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её
символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека
или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые
представления.
1.1.Какие символы государственности в нашей стране вы
знаете?
( каждая команда называет один
символ )
Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны –Конституцией
Флаг
ученик. Трехцветный российский
флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал
соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на
корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор
сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго.
Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего
царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917
года.
ученик. Во все времена цвету
придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность,
синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство;
синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и
кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
ученик.
Нам есть чем гордиться и есть что
беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!
А. Ахматова
22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Герб
Ученик: Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем
на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий
Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на
мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных –
орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При
Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже
использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и
5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы
говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла
защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника,
ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.Рассмотрим
герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается
специальная наука – геральдика.
Государственный герб РФ – официальный
государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом,
изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и
учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ,
на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских
частей и т. п.
На гербе РФ на фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две
его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад.
Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца –
заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами
развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло
ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный
конь воина топчет дракона копытами.
– Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?
Согласно легенде, некогда в
Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий,
которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени
Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил
чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные
воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже
Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В
России святой считался
покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне,
поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком
Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет
добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его
именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.
Гимн РФ
ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в
особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема
Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских
ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди,
слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение
к стране, чей гимн звучит.
Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн
России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его
на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила
«Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай,
проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную
ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль –
Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в1990 году,
был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать . Лишь 7.марта .2001 был утвержден
современный гимн России
.Учитель: Дорогие ребята мыс вами познакомились систорией появления
Российского герба, флага, гимна, а сейчас мы сыграем в игру «Я –россиянин!» Мы
с вами поделимся на 3 команды . Каждая команда за правильный ответ получает
жетон. В конце игры , если вы не получили все жетоны, вы можете отыграться за
счет заданных вам дополнительных вопросов.
В конце урока:
Ученик:
Живу в России, россиянин - я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее , зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
Символы России - наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!