Приветствую Вас, Гость

Сценарий фольклорного мероприятия

«Мы с предками помним родство»

Цель мероприятия: Образ  русского костюма,  влияние его на фольклор.

Задачи:

Образовательные:

-   научить разбираться в русском костюме;

  - формировать      ;

Развивающие:

          -развивать художественно-эстетический вкус;

          -

          Воспитательные:

-привить любовь к народным традициям;

  

Авторская разработка педагога дополнительного образования  Брыжахиной Р.И. руководителя фольклорной группы, а также педагога дополнительного образования Минихановой Л.И.-руководителя театра моды.

 

Данная разработка позволит детям школьного возраста прикоснуться к народным истокам, и поближе познакомиться с  историей русского костюма

Рекомендована разработка учителям дополнительного образования.

«Ведь подлинная красота и сила могут быть  почувствованы лишь в единстве слова, музыки и костюма. Та маленькая толика позволит детям почувствовать богатство народного творчества, составляющее огромную ценность историческую, а также художественно-эстетическую»

Рекомендована разработка учителям дополнительного образования.

На экране слайд современного города,  высотные дома. Следующий слайд- шары, торт)

 На сцену выходят девушки  в современной одежде в  джинсах и футболках . Они пришли к подруге на день рождения , вручают подарки

.

Звучит песня -  «Мобильный телефон»

После песни разыгрывается мизансцена -  «бабушкин сундук» . Девчонки его отодвигают за сцену, где продолжают звучать голоса.

«Ой! Какая кофточка, можно примерить?»

А я вот этот сарафанчик примерю, какая прелесть»

Звучит церковный колокольный перезвон,  слайды- церкви,купола церковные на фоне русской природы)

Выходит ведущий, мальчик в русской рубахе.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не чадо рая,
Дайте родину мою".

 (Раздаются звук вечерней тишины, появляются слайды российской природы в произведениях русских художников, Шишкина, Васнецова

Ведущий:  В притихшем, недвижном воздухе летнего вечера начинает звучать песня. Стройно, ладно поют женские голоса протяжную мелодию, то сливаются,  как бы   соединяясь в один голос, то разделяются на ручейки. Вот на высоком косогоре появляются  силуэты женщин со вскинутыми на плечи граблями, это идут с поденной работы мананки. Кончился их трудовой день, но в их походке неприметна усталость. Они идут ловкие,  стройные как сама песня.

Выходят девушки в русских сарафанах и поют песню «Земелюшка –чернозем»(можно с березкой в руках, сделанной руками детей, у стоящего в центре мальчикаю . В конце песни дети привязывают  ленточки к веточкам

Ведущий:  Громадно, обширно наследство русского народа.

( На экране слайды « русская изба крестьянина» и внутренне убранство избы)  

 Ведущий: Да, трудно понять как в русской избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях - теперь они кажутся нам почти невероятными, создавалось и жило « чудо- чудное»,  «диво-дивное»  русский народный костюм.

 Идут слайды русский народный костюм- народ в поле, на жниве, и за прялкой…

Ведущий: Работала крестьянка,  не разгибая спины, повседневная забота обо всем - о семье, хозяйстве, скотине – отнимала у нее силы, не оставляла  времени для себя, и только лишь зимними ночами, качая одной ногой люльку ребенка, другой приводила она в движение колесо прялки. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, поневы или шушпана,  а душа тянулась к красоте.

На сену выходят девочки в льняных костюмах, с голубыми венками  и в хороводе исполняют песню  « Лен зеленый»

На фоне песни на экране слайды ( рубахи мужские и  женские)    

Вед:  Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи — подчас и единственной. А вы знаете, что слово рубаха появилось от слова  «рубить», потому что первые рубахи действительно вырубались топором. Для будних дней ее обычно не вышивали, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос, тоже готовили изукрашенную узорами одежду. Удивительно ли, что народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя — потеряешь счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

  Вед:   Глубокий смысл имели и сами  украсы. В середине XIX столетия еще был жив обряд «чтения узоров». Парни   по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек.

      Звучит фольклорная русская народная музыка и девочка на распев читает стихи

В первый раз вышивала

Светел месяц  со лунами

Светел месяц  со лунами

Со чистыми звездами

Во второй раз вышивали

Красно солнце  со лучами

Красно солнце  со лучами

С теплыми облаками.

Во  третий раз вышивали

Чисто поле со кустами

Чисто поле со кустами

Со рыскучими  зверями

В четвертый раз вышивали

Сине море со волнами

Сине море со волнами

 

Со белыми кораблями

Серединку украшали

Светло-синими цветами

   Вед:  Ничто не могло соперничать с женским костюмом. Его несравненное великолепие наделяло каждую девушку, каждую женщину истинной красотой.

В песнях упоминается повседневный наряд девушки — сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой собственноручной работы («У меня, младой, льняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробушками»), голубая или алая лента в косе, шелковый пояс, «кокошничек золотой»…

   Вед:   Эстетическое представление о женщине у наших предков нераздельно с образом птицы, древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии. «Лебедушка», «лебедь белая», «пава», «утушка», «серая утица» — вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин и этим подчеркивал зрительную, пластическую сторону образа.

Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял свою особенность — плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя. И примечательно то, что этот характер движения был настолько органичен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках

Нарезки из фильмов танец русских женщин  ( можно ансамбль Гжель и слайды )

Исполняется песня «Мядуница» (яркие костюмы, атласные сарафаны)

  Вед: А какую же обувь носили наши предки?. лапти плели для работы, ибо на жатве они незаменимы: удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой - что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями - обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти - представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!

Исполняется песня «в деревне Ольховке»

 Вед:   В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Здесь так же, как и в северных и центральных регионах, в праздничной одежде мажорно звучит гамма красного. "Красное" сливалось в понятии народа с "прекрасным", что нашло свое отражение в таких определениях, как "красна девица", "красно солнышко", "красный угол". Самая красивая, главная площадь Москвы названа "Красной".

Исполняется песня «Кострома»(нарядные в красных сарафанах)  и   на сцену выводят девушку в русском костюме , которая  заканчивает программу четверостишием.

Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Колокольный перезвон